Ребёнок и компьютер. Досуг ребёнка и интернет.
Опасные сайты и игры в социальной сети.
Родительский контроль в интернете.
Подготовила и провела Домино Н.М.,
учитель высшей квалификационной категории
Цель: Психолого- педагогическое просвещение родителей учащихся по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет.
Задачи:
- Показать родителям важность и значимость проблемы формирования у детей сетевого этикета.
- Рассказать родителям о правилах общения в Интернете.
- Ознакомить родителей с источниками информации по проблеме безопасности ребенка в Интернете.
Предисловие
Число пользователей интернета неуклонно растет с каждым днём, а самыми активными среди них являются подростки и дети.
Зачастую уже с юного возраста дети могут находиться в мировой сети без контроля взрослых. Данные исследований показывают, что средний возраст, в котором школьники становятся активными пользователями сети 9-10 лет. И он неуклонно снижается.
Учитывая особенности развития цифрового поколения, очень важно как можно раньше предоставлять детям сведения о возможностях и положительных сторонах глобальной сети, а также повышать уровень знаний в вопросах безопасного использования информационно- коммуникационных технологий, в первую очередь интернета.
Перечень рисков, с которыми дети могут столкнуться, достаточно обширен: проникновение вирусов и вредоносных программ, мошенничество, кража личной информации, оскорбления, преследования, домогательства.
Сталкиваясь с опасностью при использовании интернета или мобильной связи, дети часто не знают, как поступить и к кому обратиться в такой ситуации, а потому вынуждены действовать методом проб и ошибок. Наша задача – научить детей правилам безопасного использования ресурсов сети.
Основная часть
- Организационный момент. Приветствие участников
- Введение в тему.
- Подберите слова-ассоциации к слову интернет.
- Упражнение «Приветствие»
-Давайте за 1 минуту поприветствуем друг-друга условными знаками, без слов.
- Легко было вам или сложно?
- Сколько человек мы успели поприветствовать?
- А сколько мы поприветствуем в интернете, используя условные значки (смайлики, картинки и т.д.)?
- За это же время мы поприветствуем большее количество людей. Сделаем это автоматически, даже не задумываясь. Это плюс или минус?
- А сейчас поприветствуем словами, условие – не повторяемся!
- В каком случае было легче?
Слова подобрать сложнее. Но мы можем видеть реакцию людей, считывать их эмоции. У современных детей бедный словарный запас, им тяжелее контактировать друг с другом. Ребята плохо понимают свои эмоции, не умеют считывать чужие.
Мы живём в эпоху Интернета, без которого, увы, сейчас трудно справиться. Хорошо это, или плохо — решать уже вам, но ценность Всемирной сети отрицать не будем. Интернет заменил у нас многое. Это нам облегчило жизнь. Сейчас всего лишь при помощи одного небольшого устройства мы можем обмениваться мгновенными сообщениями, покупать книги или музыку, получать любую необходимую информацию и многое другое. Интернет ворвался в нашу жизнь. Но, самое главное, что мы должны учить культуре поведения в сети интернет, знать правила безопасного интернета. И вы несёте ответственность за ребёнка, его публикации, комментарии, посещение безопасных сайтов, вовлечение в преступные группировки через социальные сети.
Работа в группах
- Обсудите в группах, по каким направлениям необходимо говорить с детьми.
- Для того, чтобы освоить правила безопасного поведения в интернете, вместе с ребенком необходимо искать ответы на вопросы:
- Как решить, какой информацией стоит делиться?
- Отличать реальную, поддельную и искаженную информацию?
- Создавать надежные пароли?
- Общаться с другими онлайн?
- Получить нужную мне помощь?
Обсуждения, даже самые увлекательные, могут утомить ребенка. А что может с легкостью увлечь ребенка? Конечно, ИГРА! Предлагаю вам побыть в роли детей и поиграть.
Практическая часть
Задание «Круги общения»
Это задание поможет создать вместе с ребенком список ресурсов поддержки для трудных ситуаций в интернете.
ЧТО ДЕЛАТЬ:
Вместе с ребенком, нарисуйте на листе 6 кругов, вписанных один в другой.
Подпишите каждый круг, начиная с внутреннего круга: «Я», «Семья»,
«Друзья», «Знакомые», «Профессиональные помощники», «Незнакомцы».
ЧТО ОБСУДИТЬ:
Как ты понимаешь название каждого круга?
Давай подпишем конкретных людей, внутри каждого круга, к которым ты можешь обратиться за помощью, если, пользуясь интернетом, случилось что-то неприятное или непонятное. А в каких ситуациях ты бы обращался за помощью к этим людям?
ВАЖНО:
Поощряйте примеры ребенка, рассказывайте свои. Предложите оформить ребенку этот рисунок так, как ему хочется, дайте возможность повесить рядом с компьютером. Так у «юного пользователя» под рукой будет подсказка, которая поможет ему не растеряться и в трудной ситуации сориентироваться к кому он может обратиться за помощью.
Задание « А чтобы ты сделал? »
Это задание поможет ребенку лучше понимать, каким образом общаться с другими в интернете.
ЧТО ДЕЛАТЬ:
Вместе с ребенком прочитайте ситуации:
- Друг поделился с тобой тем, что кто-то пишет ему неприятные сообщения, и его это расстраивает.
- Ты заметил, что люди оставляют жестокие комментарии к фотографиям, которые публикует твоя подруга.
- Ты играешь в онлайн-игру, и в чате кто-то пишет неприятные шутки и сообщения. Тебе это совсем не нравится.
- Друг посылает тебе видео с издевательствами над одноклассниками. Ему смешно, а вот тебе совсем нет.
- Ты написал сообщение, что с новой стрижкой друг выглядит по-другому. Друг обиделся, а ты не понимаешь почему.
ЧТО ОБСУДИТЬ:
Как точно не стоит поступать? Почему? Как бы ты поступил в таких ситуациях?
У кого можно спросить совета, если попал в такую ситуацию?
Легко ли было понять смысл ситуаций, читая их? Можно ли было понять что-то не так?
ВАЖНО:
Дать высказаться ребенку, но и самому принимать активное участие в
обсуждении. Проговорить, что ваш ребенок может стать защитником для того, с кем происходят неприятные ситуации: таким человеком, который распознает неправильное поведение и пытается исправить ситуацию. В этот
момент мы становимся социально ответственными. Покажите ребенку, что он может прийти к вам или другому доверенному взрослому, если вдруг его что-то беспокоит. Предложите придумать собственные ситуации для обсуждения.
Игра «Большой палец вверх, большой палец вниз, большой палец посередине»
Это упражнение поможет вам научить ребенка тому, какой информацией можно делиться, а какой нет.
ЧТО ДЕЛАТЬ:
Прочитайте все ситуации вслух. Попросите каждого члена семьи поднять большой палец вверх, если они думают, что этой информацией можно поделиться. Большой палец вниз означает, что этим делиться нельзя. А большой палец в положении посередине означает, что все зависит от ситуации.
- Ты делишься в социальных сетях фотографией, на которой у друга глупое лицо.
- Ты делишься видео, которое ты считаешь смешным, но в итоге для других людей такое видео неприятно, и они расстраиваются.
- Незнакомец в игровом чате в интернете хочет узнать твой номер мобильного телефона и домашний адрес.
- Лучший друг собирается приехать на ночевку, но забывает твой домашний адрес, поэтому пишет тебе и просит его напомнить.
- Ты случайно поделился слишком большим количеством личной информации с незнакомцем и теперь беспокоишься об этом. Стоит ли об этом рассказать?
- Ты делишься забавным видео с котиком в общем чате с друзьями.
- Ты размещаешь свою фотографию в интернете в школьной форме с символикой школы и бейджем с именем.
- Ты указываешь свой домашний адрес в чате с людьми, с которыми никогда лично не встречался.
ВАЖНО:
Обсудить, почему важно подумать, прежде чем делиться фотографиями/видео других людей. Обсудить «случайный обмен информацией», такой как имя и школьная символика на фото. Убедитесь, что ваш ребенок знает о том, как можно легко блокировать других пользователей и сообщать о тех из них, кто занимается преследованием или отправляет неподобающие сообщения. Напомнить о безопасных каналах связи с друзьями и близкими (звонки, личное общение). Поощряйте принятие верных решений, рассуждения ребенка.
Упражнение «Рецепт надёжного пароля»
Игра поможет научить детей создавать надежные пароли.
ЧТО ДЕЛАТЬ:
Попробуйте создать вместе с ребенком рецепт надежного пароля из списка ингредиентов.
Ингредиенты: 3 заглавные буквы, 4 или больше строчных букв, 2 символа, 1 цифра.
ЧТО ОБСУДИТЬ: (ПЕРЕД НАЧАЛОМ ИГРЫ)
Знаешь, что такое пароль? Зачем он нам нужен? Как думаешь, пароль password123 надежный? Каким ты себе представляешь надежный пароль?
ВАЖНО:
Попробуйте вместе с ребенком создать разные пароли для разных учетных записей, чтобы они не повторялись. Объясните ребенку, что слабый пароль — это тот, который легко угадать, например, имя питомца. Устройте соревнование по созданию «ненадежных паролей» и обсудите его. Создайте свои списки ингредиентов для паролей.
Предложите ребенку использовать короткое предложения вместо одного слова, чтобы другим было трудно догадаться, но ему было легко запомнить. Предложите оформить ребенку этот рисунок так, как ему хочется, дайте возможность повесить рядом с компьютером. Так у «юного пользователя» под рукой будет подсказка, которая поможет ему не растеряться и в трудной ситуации сориентироваться к кому он может обратиться за помощью.
Игра «Поиск. Проверка. Оценка»
Вместе с ребенком вы на практике учитесь способам, которые помогут узнать, насколько надежна информация, которую они видят в сети.
ЧТО ДЕЛАТЬ:
Предложите ребенку вместе с вами сыграть роль агента по поиску надежной информации в интернете. Выберите тему, о которой ваш ребенок много знает/которая его волнует (например, футбол, дикая природа, любимый актер), и введите ее в поле поиска в браузере (заранее включите функцию «безопасный поиск»). Выберите несколько страниц, которые были первыми в результатах поиска, и несколько страниц немного ниже.
Проверьте надежность страницы по подсказкам:
Понятно ли, кто автор информации?
Это страничка новостей, блог, личная страничка?
Это личное мнение или информацию поддерживают многие? Есть ли отзывы об этом сайте и информации?
Можно ли найти информацию об этом сайте?
Изучите результаты поиска вместе с вашим ребенком и обсудите вопросы для проверки, чтобы увидеть, какие подсказки вы можете обнаружить.
Поставьте оценку каждому сайту от 1 до 3
3 = Очень надежный
2 = Нужно переспросить у взрослых
1 = Точно не стоит доверять
ЧТО ОБСУДИТЬ:
На что ещё ты обращал внимание? Легко ли было играть роль агента?
Каким бы страницам не стал доверять и почему?
ВАЖНО:
Стимулируйте детей рассказывать вам о сайтах, которым они будут доверять.
Создайте свой собственный список подсказок для надежных сайтов.
Поговорите с ними о предвзятости - посмотрите, могут ли они анализировать автора и его возможные мотивы. Проверьте, умеют ли они обнаруживать орфографические и грамматические ошибки, которые являются признаками ненадежных сайтов.
Влияние игр на детей
Проблемой игромании врачи занимаются последние семь - восемь лет. Но с каждым годом она становится острее. В основном врачи работают с подростками от 12 лет, но среди пяти-шестилетних детей уже есть такие, которые мыслят компьютерными категориями. Среди пациентов в основном мальчики. Агрессивность и инстинкт охотника, свойственные мужской натуре, разрастаются на благодатной почве компьютерных игр. А еще игра - это сильные ощущения. Поэтому именно дети, которым в жизни не достает позитивных эмоций, общения с родителями, чаще всего становятся жертвами компьютера. Виртуальный мир дает искаженное представление о мире реальном. И тем самым играет с ним злые шутки. Так, игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться. Можно войти в огонь и не сгореть. И мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире не опасна. А в итоге ребенок привыкает не особо реагировать на такую же машину в мире реальном, что влечет за собой последствия, связанные с летальным исходом.
В помощь родителям
Рекомендую сайт https://mir.pravo.by/edu/internet-i-rebenok/opasnie_igri/, где вы сможете изучить информацию об опасных современных играх в сети интернет.
В помощь родителям и педагогам создан социальный проект «Интернет-безопасность для детей Беларуси» (https://netka.by/). Его цель – привить детям культуру безопасного и этичного использования интернета. Для взрослых этот проект – информационно-консультационный ресурс, на котором размещена актуальная структурированная информация, организованы бесплатные консультации экспертов в сфере детской психологии, юриспруденции и информационной безопасности. Разработаны ряд полезных материалов (справочники, календари, брошюры, тематические тесты и др.).
Единый образовательный портал https://learningapps.org/
https://eior.by/
Родительский контроль
В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям (законным представителям) особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интеренета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.
Заключение
Родители должны быть образцом и примером для ребенка. Родители не достигнут никакого результата, если их дети будут видеть родителя, часами сидящего за компьютером.
Чем чаще родители интересуются жизнью ребенка, обсуждают с детьми их интересы, контролируют и говорят вредном воздействии информации, тем меньше дети смотрят телевизор и сидят за компьютером; сокращается длительность компьютерных игр у детей; дети понимают, что вредно смотреть много телевизор и видео; сокращается число детей, которые положительно относятся к насилию на экране; меньше интереса к жестоким компьютерным играм.
12. Рефлексия
Наша встреча подходит к концу. Надеюсь, Вы получили для себя ту порцию информации, которая поможет Вам и вашим детям не стать интернет-зависимыми.
Прошу Вас продолжить фразы:
Я понял(а), что необходимо всегда...
Я получил(а) для себя...
Для меня здоровье моего ребенка...
Мне бы хотелось еще поговорить о...
Благодарю наших гостей за беседу, а Вас, уважаемые родители, за неравнодушное отношение к проблеме интернет-зависимости и активность участия в обсуждении данной проблемы.
Памятки
Стадии формирования интернет-зависимости
1. Интерес. У взрослых это есть, они что-то постоянно там делают. Мне тоже интересно.
2. Увлеченность. Сколько тут всего интересного! Мне нравится. Я с удовольствием провожу время с компьютером.
3. Зависимость. Только в Интернете я могу это сделать, я могу себя так чувствовать, я могу быть таким.
4. Привязанность (стадия угасания). Да, хорошо, что у меня есть компьютер. Без него мне будет неудобно, некомфортно, но есть еще и другие, не менее интересные вещи.
При нормальной ситуации развития застревания на стадии привязанности не происходит, она является временным, ситуативным этапом в жизни ребёнка, спровоцированным склонностью к максимализму («только тут и нигде больше!»), и довольно быстро ребёнок переключается на другие сферы жизни, где компьютер – важная, но всего лишь одна из многих.
Но так происходит не всегда. И тогда ребёнок останавливается на стадии зависимости. Это можно понять по ряду признаков.
Признаки компьютерной зависимости
Повышение эмоциональности, возбуждение при виде компьютера.
Раздражительность, снижение тонуса при отсутствии компьютера.
Шантаж, конфликты в ответ на запрет компьютера.
Предпочтение компьютера другим видам досуга, общению.
Снижение успеваемости.
Отказ от выполнения домашних обязанностей.
Нарушение сна, ухудшение самочувствия.
Проведение ночи за компьютером.
Злоупотребление кофе, энергетиками.
Пренебрежение личной гигиеной.
Еда за компьютером или забывание о еде.
Как защитить ребенка от интернет-зависимости
- Как можно больше общаться с ребенком
- Приобщать ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми.
- Не сердиться на ребенка за увлечение компьютерными играми и ни в коем случае не запрещать их. Исключение составляют игры с насилием и жестокостью.
- Совместно просматривать игры и сайты, в которые играет и которые посещает ребенок.
- Объяснять ребенку разницу между игрой и реальностью.
- Не давать ребенку забыть, что существуют настоящие друзья, родители и учеба.
- Занимать его чем-то еще, кроме компьютера.
- Ребенку обязательно нужно чувствовать вашу любовь и заботу, быть уверенным, что его обязательно поймут и поддержат.
Правила для детей
1. Никогда не доверяйте информации полученной через Интернет
2. Не сообщайте своих личных данных
3. Не отвечайте на оскорбления - игнорируйте их.
4. Не договаривайтесь о встрече с незнакомыми людьми.
5. Не открывайте письма, полученные от незнакомых людей.
6. Старайтесь любое общение ограничить виртуальной реальностью.
7. Постарайтесь не использовать ваше настоящее имя при общении через сеть.
8. Если кто-то представляется как мальчик/девочка - это еще не факт .
9. Помните, что в Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны
10. Советуйся со взрослыми!
ТЕСТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ (для детей)
Здравствуй дорогой друг! Наверное, ты уже умеешь пользоваться Интернетом и знаешь, что информация в сети может быть как полезной, так и очень опасной. А знаешь ли ты, как защитить себя и свой компьютер от опасностей Интернета? Мы предлагаем тебе проверить это с помощью теста.
Как могут распространяться вирусы?
- По электронной почте.
- При просмотре сайтов в Интернете.
- Через клавиатуру.
- Их могут распространять только преступники.
На мониторе компьютера отображается непонятное сообщение. Какое действие предпринять?
- Продолжить, будто ничего не произошло.
- Нажать кнопку ОК.
- Обратиться за советом к родителю или учителю.
- Больше никогда не пользоваться Интернетом.
Что нужно делать при получении подозрительного письма электронной почты?
- Удалить его, не открывая.
- Открыть его и выяснить, содержится ли в нем важная информация.
- Открыть вложение, если оно имеется в сообщении.
- Отправить его родителям.
Можно ли, не опасаясь последствий, сообщать в Интернете свой номер телефона или домашний адрес?
- Конечно можно.
- Только когда тебя кто-то специально попросит.
- Когда собеседник просит об этом в чате или аське.
- Такую информацию не следует сообщать незнакомым людям.
Ты случайно прочитал пароль, который твой друг записал на листе бумаги. Как ты должен поступить?
- Запомнить его.
- Постараться забыть.
- Сообщить другу, что ты прочитал(а) пароль, и посоветовать ему(ей) сменить пароль и никогда больше не записывать пароли.
- Сообщить пароль родителям.
Что запрещено в Интернете?
- Запугивание других пользователей.
- Поиск информации.
- Игры.
- Оскорбление других пользователей.
- Общение с друзьями.
Литература
https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-kompyuternaya-zavisimost-eyo-vliyanie-na-podrostkov-prichini-i-posledstviya-2754938.htm
JuNISEF-roditelyam-Kiberbezopasnost-detej
«СБОРНИК занятий и мероприятий по медиабезопасности для детей и подростков» бюджетное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
раскрыть » / « свернуть